Средства обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Принципы использования средств обучения:

— учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;

— гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;

— учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);

— сотворчество педагога и обучающегося;

— приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

В школе имеются следующие средства обучения и воспитания:

  1. Визуальные (зрительные):

— таблицы по истории, биологии, географии, математике, русскому языку, ИЗО, ОБЖ, начальным классам, технологии, дошкольному воспитанию, химии, физике;

— карты по истории, географии, английскому языку;

— картины по русскому языку, литературе, музыке, ИЗО, дошкольному воспитанию;

— натуральные объекты по биологии;

— модели, муляжи по биологии, географии, математике, начальным классам; дошкольному воспитанию, химии, физике;

— лабораторное оборудование по биологии, физике, химии;

— наглядно-дидактические материалы: тематические демонстрационные стенды, плакаты, постановочные модели, карточки, наглядные пособия и т.д., основная часть которых представляется в электронном виде и демонстрируется посредством информационно-телекоммуникационных сетей, аппаратно-программных и аудиовизуальных средств.

  1. Аудиальные (слуховые):

— музыкальный центр – 2 шт.;

— синтезатор – 1 шт.;

— пианино – 1 шт.

  1. Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):

— звуковые фильмы;

— телевизор – 12 шт.

  1. Печатные:

— учебники (обеспеченность – 100%);

— художественная литература, словари, методическая литература (обеспеченность – 100%).

  1. Средства, автоматизирующие процесс обучения:

— общее число компьютеров, включая персональные компьютеры, сервера, портативные компьютеры и терминалы (тонкие клиенты) – 5 шт.;

— портативные компьютеры (ноутбуки, планшеты, нетбуки) – 18 шт.;

— черно-белые принтеры -2 шт.;

— многофункциональные устройства (МФУ) – 4 шт.;

— наличие локальной проводной сети;

— компьютеры, подключенные к Интернету – 7 шт.;

— компьютеры, на которых используется операционная система Windows – 20 шт.

Специальные программные средства, кроме программных

средств общего назначения

п/п

Показатель
1. Наличие обучающих компьютерных программ и электронных версий учебных пособий по отдельным предметам и темам
2. Все компьютеры оснащены программным обеспечением Microsoft
3. Наличие программ компьютерного тестирования учащихся
4. Наличие электронных версий справочников, энциклопедий, словарей и т.п.
5. Наличие специальных программ автоматизации процессов обучения (электронное расписание, электронный журнал)
6. Наличие программ для решения организационных, управленческих и экономических задач учреждения (кадровое, бухгалтерское ПО и т.п.)
7. Наличие электронных библиотечных систем (каталоги)

 

О средствах воспитания

Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия:

  • С данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности обучающегося (воспитанника);
  • Информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме;
  • Объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность учителя (воспитателя) и обучающихся (воспитанников).

 

Для всех обучающихся обеспечен индивидуальный неограниченный доступ к учебно-методической документации: учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), к ресурсам электронных библиотечных систем и другим материалам, обеспечивающим реализацию образовательных программ через электронные информационные ресурсы.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной и художественной литературы.

Фонд дополнительной литературы включает официальные издания, нормативно-правовые документы, сборники законодательных актов, отраслевые периодические издания, справочно-библиографическую литературу, энциклопедии, справочники, словари.