Средства обучения и воспитания – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Принципы использования средств обучения:
— учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
— гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
— учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
— сотворчество педагога и обучающегося;
— приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
В школе имеются следующие средства обучения и воспитания:
- Визуальные (зрительные):
— таблицы по истории, биологии, географии, математике, русскому языку, ИЗО, ОБЖ, начальным классам, технологии, дошкольному воспитанию, химии, физике;
— карты по истории, географии, английскому языку;
— картины по русскому языку, литературе, музыке, ИЗО, дошкольному воспитанию;
— натуральные объекты по биологии;
— модели, муляжи по биологии, географии, математике, начальным классам; дошкольному воспитанию, химии, физике;
— лабораторное оборудование по биологии, физике, химии;
— наглядно-дидактические материалы: тематические демонстрационные стенды, плакаты, постановочные модели, карточки, наглядные пособия и т.д., основная часть которых представляется в электронном виде и демонстрируется посредством информационно-телекоммуникационных сетей, аппаратно-программных и аудиовизуальных средств.
- Аудиальные (слуховые):
— музыкальный центр – 2 шт.;
— синтезатор – 1 шт.;
— пианино – 1 шт.
- Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):
— звуковые фильмы;
— телевизор – 12 шт.
- Печатные:
— учебники (обеспеченность – 100%);
— художественная литература, словари, методическая литература (обеспеченность – 100%).
- Средства, автоматизирующие процесс обучения:
— общее число компьютеров, включая персональные компьютеры, сервера, портативные компьютеры и терминалы (тонкие клиенты) – 5 шт.;
— портативные компьютеры (ноутбуки, планшеты, нетбуки) – 18 шт.;
— черно-белые принтеры -2 шт.;
— многофункциональные устройства (МФУ) – 4 шт.;
— наличие локальной проводной сети;
— компьютеры, подключенные к Интернету – 7 шт.;
— компьютеры, на которых используется операционная система Windows – 20 шт.
Специальные программные средства, кроме программных
средств общего назначения
№
п/п |
Показатель |
1. | Наличие обучающих компьютерных программ и электронных версий учебных пособий по отдельным предметам и темам |
2. | Все компьютеры оснащены программным обеспечением Microsoft |
3. | Наличие программ компьютерного тестирования учащихся |
4. | Наличие электронных версий справочников, энциклопедий, словарей и т.п. |
5. | Наличие специальных программ автоматизации процессов обучения (электронное расписание, электронный журнал) |
6. | Наличие программ для решения организационных, управленческих и экономических задач учреждения (кадровое, бухгалтерское ПО и т.п.) |
7. | Наличие электронных библиотечных систем (каталоги) |
О средствах воспитания
Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия:
- С данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности обучающегося (воспитанника);
- Информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме;
- Объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность учителя (воспитателя) и обучающихся (воспитанников).
Для всех обучающихся обеспечен индивидуальный неограниченный доступ к учебно-методической документации: учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), к ресурсам электронных библиотечных систем и другим материалам, обеспечивающим реализацию образовательных программ через электронные информационные ресурсы.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной и художественной литературы.
Фонд дополнительной литературы включает официальные издания, нормативно-правовые документы, сборники законодательных актов, отраслевые периодические издания, справочно-библиографическую литературу, энциклопедии, справочники, словари.